В основе чайной церемонии Садо (яп.茶道) – Путь чая лежит буддийская дзэнская практика и философия. Другое название чайной церемонии – тя-но-ю ( яп.茶の湯), что в буквальном переводе означает «чайный кипяток».

Японская чайная церемония берет свое начало в Китае, во время династии Тан (618 – 907 гг.). В период Камакура (1185 – 1333 гг.) буддийские монахи Эйсай и Догэн, возвратившись из Китая, привезли с собой маття, или порошковый зелёный чай, который распространился среди дзен-буддистов по всей Японии. Монахи пили чай во время медитаций и подносили Будде. Они заложили в основу чайной церемонии буддийскую дзэнскую практику и философию.

К XII веку чай был знаком уже всем сословиям японского общества, его пили и в крестьянской хижине, и при дворе сёгуна. Но если поначалу за чаем собирались, чтобы подкрепиться и побеседовать, то с XIII века монахи придали процессу употребления чая характер ритуала. Первые правила церемонии были разработаны мастером Дзёо.
Постепенно развиваясь и меняясь, ритуал совместного чаепития распространялся и за стены буддийских монастырей, с XV века его правилам уже обучали и мирян.

В XVI веке школа чая Сэн-но Рикю создала стиль «ваби-тя», который является прототипом современной чайной церемонии. После смерти основателя стиль «ваби-тя» перешел к его потомкам, которые основали множество школ, включая Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ — три главных дома японской чайной традиции. Рикю определил этикет церемонии, а еще – требования к используемой в церемонии утвари. Кроме того, стали создавать примыкающие к нему садик и дорожку. Сам же домик строился чрезвычайно простым, наподобие крестьянской хижины – ничего лишнего, полное соответствие принципам дзен-буддизма. Чай готовили и пили из керамической посуды, простой и без излишеств. Главным назначением ритуала было обретение всеми гостями спокойствия, освобождение от повседневных забот, обращение к красоте и истине. Спустя четыреста лет смысл чайной церемонии остается тем же.

Чайная церемония обычно проводится в чайном домике тясицу. Хозяин встречает участников церемонии в садике – тянива, провожает по каменной дорожке к небольшому колодцу, где с помощью специального ковша они могут совершить омовение рук и рта. Это символизирует чистоту не только телесную, но и духовную. После этого гости следуют в чайный домик. Обстановка комнаты, где проходит чаепитие – она единственная в чайном домике – отличаются скромностью, так как ничто не должно отвлекать участников. В качестве украшений в комнате находятся только букет цветов, на стене – свиток с философским изречением, выбранным хозяином для предстоящей церемонии, а также – картина или каллиграфическая надпись.

 Само чаепитие представляет собой строго определенную последовательность действий участников, где нет места импровизации или отступлению от правил соответствующей школы. Благодаря тому, что все гости чайного домика неукоснительно подчиняются порядку, участвуя в общем ритуале, возникает особое настроение, сходное с медитативными практиками, позволяющее отстраниться от своего привычного «я». Мастера создают во время церемонии такую атмосферу, которая приводит к умиротворению, гармонии с миром и природой – это состояние достигается через последовательное исполнение множества ритуалов. Хозяин и гости сидят на татами на коленях. В начале церемонии подают кайсэки – легкую, простую еду, которая нужна для того, чтобы гости не чувствовали дискомфорт от чувства голода. Она подается, пока нагревается вода в котле или чайнике.
Непосредственно перед тем, как разливать чай, хозяин передает гостям омогаси – сладости. Их назначение состоит в том, чтобы подготовиться к горечи чая, для достижения гармонии вкуса. Во время чайной церемонии используют только зеленый порошковый чай маття.

Процесс приготовления чая проходит в полном молчании, гости слышат лишь звуки, которые исходят при соприкосновении утвари, кипении воды.

 После того, как каждый гость получил от хозяина чашку с чаем, начинается беседа.
Обсуждают искусство, фразы из свитка в нише, чтение стихов, цветочную композицию, сам чай. Из обязательных вопросов, которые должны задать хозяину гости – тот, что касается утвари: когда и кем она была создана.

Во время чайной церемонии учитывается время года, летом, в жару, чай подают в широкой чаше, где напиток быстро охлаждается, зимой – в высокой и узкой, она долго хранит тепло. Цветы, которые украшают нишу токонома, к концу церемонии должны слегка раскрыться, что напоминает участникам чаепития о времени, проведенном вместе.

Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую встречу. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.